(и
„предписанное“ не скажешь — где, на каких камнях или скрижалях и какими
чертами и резами оно „предначертано“? Но коль щāстрам = прави́ло, то
„правое дело“, вменяемое каждому варн̣у)
Мнение бытует, что деление на четыре варн̣а наблюдается повсекультурно: интеллектуалы, администраторы-военные, купцы и пролетариат. Задача первых, соответственно, что-то изучать и нести культуру ниже по лестнице. Общественный долг таких трансцивилизационных браминов состоит в исполнении подобного рода просветительского долга. И т.д., и т.п.
Модель эта — из разряда „В Библии \ Коране \ Дао дэ цзин тоже говорится…“, для тех же прозелитических целей: приобщить через „ага, не расходится“, а там видно будет.
Ан нет. Мало того, что интеллектуалы или попы даже пародией на брāхман̣ов не могут считаться — бытие последних отцентровано по Веде — в самом определении общественного долга наблюдается акцентирование вторичного и ослабление акцента на первостепенном и первичном, исходном.
Как Бхагавāн определяет в Гӣте брахма-карма, правое для брāхман̣а дело? Прежде всего — как свабхāва-джам (18.42). Отсамобытностное. О каком свабхāве речь? Разумеется, о джӣва-свабхāве, ведь стремление к гњāнию-истине — не свойство ума или тела. Поэтому „саттвичность“ брāхман̣ов — это саттвам сāттвика-джӣв, а не выданного трансмиграционными службами места жительства джӣвы. А в чем состоит карма?
शमो दमस्तपः शौचं क्षान्तिरार्जवमेव च ।
ज्ञानं विज्ञानमास्तिक्यं ब्रह्मकर्म …
Если в самых общих чертах, то естественный долг брāхман̣а (в том числе и перед обществом Чāтурварн̣ья) — это:
– сдерживать чувственные телесные порывы;
– сдерживать эмоциональные умственные порывы;
– девство, размышление;
– чистота;
– немстительность;
– простота и прямота;
– познавать причинное;
– отделять причинное от относительного и от ложно-схожего;
– не удовлетворяться неиспытанным знанием;
– уневи́дение — убежденность в существовании и искомости Надопытного, Самосущего.
оригинал http://giraf-ps.tumblr.com/post/49448116201
Комментариев нет:
Отправить комментарий