вторник, 2 июля 2013 г.

брахма-карма

 
(и „предписанное“ не скажешь — где, на каких камнях или скрижалях и какими чертами и резами оно „предначертано“? Но коль щāстрам = прави́ло, то „правое дело“, вменяемое каждому варн̣у) 

Мнение бытует, что деление на четыре варн̣а наблюдается повсекультурно: интеллектуалы, администраторы-военные, купцы и пролетариат. Задача первых, соответственно, что-то изучать и нести культуру ниже по лестнице. Общественный долг таких трансцивилизационных браминов состоит в исполнении подобного рода просветительского долга. И т.д., и т.п. 

Модель эта — из разряда „В Библии \ Коране \ Дао дэ цзин тоже говорится…“, для тех же прозелитических целей: приобщить через „ага, не расходится“, а там видно будет. 

Ан нет. Мало того, что интеллектуалы или попы даже пародией на брāхман̣ов не могут считаться — бытие последних отцентровано по Веде — в самом определении общественного долга наблюдается акцентирование вторичного и ослабление акцента на первостепенном и первичном, исходном. 

Как Бхагавāн определяет в Гӣте брахма-карма, правое для брāхман̣а дело? Прежде всего — как свабхāва-джам (18.42). Отсамобытностное. О каком свабхāве речь? Разумеется, о джӣва-свабхāве, ведь стремление к гњāнию-истине — не свойство ума или тела. Поэтому „саттвичность“ брāхман̣ов — это саттвам сāттвика-джӣв, а не выданного трансмиграционными службами места жительства джӣвы. А в чем состоит карма? 

शमो दमस्तपः शौचं क्षान्तिरार्जवमेव च । 
ज्ञानं विज्ञानमास्तिक्यं ब्रह्मकर्म … 

Если в самых общих чертах, то естественный долг брāхман̣а (в том числе и перед обществом Чāтурварн̣ья) — это: 

– сдерживать чувственные телесные порывы; 
– сдерживать эмоциональные умственные порывы; 
– девство, размышление; 
– чистота; 
– немстительность; 
– простота и прямота; 
– познавать причинное; 
– отделять причинное от относительного и от ложно-схожего; 
– не удовлетворяться неиспытанным знанием; 
– уневи́дение — убежденность в существовании и искомости Надопытного, Самосущего. 

оригинал http://giraf-ps.tumblr.com/post/49448116201 

Комментариев нет:

Отправить комментарий