понедельник, 14 декабря 2015 г.

Шримад Бхагаватам 11.4.11



क्षुत्तृट्त्रिकालगुणमारुतजैह्वशैश्न्यादस्मादपारजलधेरतितीर्य्य केचित् ।
क्रोधस्य यान्ति विफलस्य वशे पदे गो र्म्मज्जन्ति दुश्चरतपश्च वृथोत्सृजन्ति ॥
kṣuttṛṭtrikālaguṇamārutajaihvaśaiśnyād asmād apārajaladher atitīryya kecit |
krodhasya yānti viphalasya vaśe pade gor mmajjanti duścaratapaśca vṛthotsṛjanti || bhā.pū. 11.4.11 ||

«Иные, голода и жажды, жары и ливней,
Зимы, поветрий, свербежей языка и удов
Неодолимый океан позади оставив,
Вдруг попадают под бесплодного гнева иго
И тонут, тапаса богатства вотще растратив,
В водице мутной, что в говяжьем следе скопилась».

Вопрос: …саӈгāт сањджайате кāмах̤ кāмāт кродхо'бхиджāйате — кродх, гнев, есть следствие кāмы. Как же тогда победившие вожделение оказываются под властью гнева? Из чего он в них происходит?

Баннандже Говиндāчāрйа: Кāма — это не только половое желание, которое мужчина испытывает к женщине, а женщина к мужчине. Например, у меня есть гуру. Я считаю его великим учителем и хочу, чтобы другие относились к нему так же. Когда я не вижу к нему подобающего отношения, то начинаю испытывать гнев.

Вопрос: Гнев по поводу того, что кто-то не принимает моего гуру, что кто-то не принимает учение, которое я считаю истинным, — разве такой дхармовый, праведный гнев тоже приводит к утрате тапаса?*

Б.Г.: Да, любой гнев приводит.

Вопрос: Но ведь невозможно не реагировать, когда кто-то проявляет неверие, хулит то, что чтимо и свято…

Б.Г.: Можно предаваться гневу, а можно видеть за этим Волю Бхагаванта. Во втором случае плохих для сāдхаки последствий не будет.

Вопрос: Но разве те же кшатрии не должны карать адхармиков, преступников-апарāдхинов, и ради этого испытывать гнев, возмущение?

Б.Г.: Здесь описывается не дхарм кшатрия. У кшатрия особое положение. Для кшатрия даже казнь адхармика, вишн̣у-двешина, пāпина не влечет никакого греха. Здесь же [в данном щлоке Бхāгаватам] описывается прежде всего дхарм брāхман̣ов и всех остальных сāтвиков, кроме кшатриев.

Вопрос: Как же тогда вāды, диспуты, которые проходили, например, между мāйāвāдинами с одной стороны и татвавāдинами с другой?

Б.Г.: В вāдах надо приводить доводы, доказательства, опровержения, а не обрушивать на противника свой гнев. Более того, спорить имеет смысл только с теми, кто может принять твои доводы, изменить свои взгляды. Вести дискуссии с неисправимыми, закоренелыми в своих заблуждениях людьми не только бессмысленно, но и запрещено. Маитрӣ крьпā мудитатā упекшā \ "Дружба [с равными], милосердие [к исправимым невеждам], сорадость [тем, кто счастлив] и отстранение [от закоренелых сторонников лжи]". Упекшā, пренебрежение их существованием, — это то, что следует испытывать в их отношении, и то, как себя с ними вести.

* Тапо (тапах̤) есть верное знание, а также способ достижения такого знания: размышление над семенами верного знания и внутреннее почитание этих семян. Соответственно, растрата тапаса, о которой идет речь в щлоке Бхāгаватам (дущчара-тапах̤ врьтхā утсрьджанти), есть утрата знания, падение от обретенного понимания к умозрительному представлению.


оригинал http://giraf-ps.tumblr.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий