понедельник, 12 ноября 2012 г.

Пятисложное различие.


Следующий важный аспект Таттвавāда - это Пањча Бхеда, пятисложное различие: 

— различие между Вишн̣у и джӣвами (Парамāтман ≠ джӣвāтман) 
— между джӣвами (джӣвāтман ≠ джӣвāтман) 
— между Вишн̣у и бессознательной материей (Парамāтман ≠ джад̣а) 
— между джӣвами и бессознательной материей (джӣвāтман ≠ джад̣а) 
— различие между бессознательной материей (джад̣а ≠ джад̣а) 

Данный сиддхāнт также подтверждаем щлоком из Махāбхāрата-Тāтпарйа-Нирн̣айа Ачāрйа Мадхвы, глава 1, Сарва Щāстрāртха Санграха, стих 71: 

पञ्चभेदा इमे नित्याः सर्ववस्थासु सर्वशः । 
मुक्तानां च न हीयन्ते तारतम्यं च सर्वदा ॥ 

pañcabhedā ime nityāḥ sarvavasthāsu sarvaśaḥ | 
muktānāṁ ca na hīyante tāratamyaṁ ca sarvadā || 

"Пятисложное различие вечно. Эти различия абсолютны и существуют во всех состояниях, даже после мукти. Градация среди джӣв также вечна." 

Употребляемое в щāстре и Мадхвой слово "nityāḥ" указывает на непрерывность чего либо. Не то что не было, а потом вдруг стало или произошло или родилось. Нитйā в санскрите имеет однозначный смысл непрерывное, без какой-либо паузы, состояние вечности.

17 комментариев:

  1. Скажите пожалуйста, а где в самих шрути содержаться подобные заявления?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Будьте добры, скажите какой именно из пунктов вы бы хотели увидеть подтверждение в щāстре. Я обязательно дам вам прāмание.

      Удалить
    2. Касательно пятисложного различия. Какие праманы из шрути приводил сам Мадхва в качестве доказательства абсолютной двойственности, ведь приведенные в статье цитаты, это из трудов самого ачарьи?

      Удалить
  2. Прāмāн̣йев из щрути предостаточно. Повторю вопрос – неужели все пять пунктов непонятны? Или какой-то один, допустим, хочется увидеть подтверждение в щāстре?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понятны то понятны, логически. Но хотелось бы увидеть праманы на 1,2 и 5 пункты

      Удалить
  3. 1 пункт: Гӣтā 2.12 (как одно из множества)
    2 пункт: Гӣтā 2.12 (как одно из множества)
    5 пункт доказывается нйāйами, но также присутствует в щāстре как объяснение отличия первоэлементов друг от друга и их вечного существования в пракр̣ти. Например Гӣтā 7.4.

    ОтветитьУдалить
  4. Но это не весь ответ. Позвольте нам подготовить более подробный. На это требуется время.

    ОтветитьУдалить
  5. По первому пункту привожу еще пару прāмāн̣ий:

    Гӣтā 11.43
    न त्वत्समोऽस्त्यभ्यधिकः — нет равного Тебе, не существует более великого, чем Ты.

    Щвет.Уп. 6.8
    न तत्समश्चाभ्यधिकश्च दृश्यते — никто не подобен Ему или лучше Его.

    ОтветитьУдалить
  6. Если никто не против, то я внесу свою скромную лепту в обсуждение темы.

    Для начала замечу, что в рамках окошка комментария сложно развёрнуто ответить на все вопросы, но направление мысли и поиска, как мне кажется, наметить можно.

    1. Есть ли смысл доказывать или опровергать очевидное? Конечно нет. Имеются ли доказательства или прамāн̣ы несуществования Вишн̣у как Бхагавāна? Есть ли основания считать џӣвāтмана равным Āтману?

    Щāстры таких утверждений не содержат. Не существует прамāн̣ говорящих о единстве џӣвы и Āтмана, о том, что нет различий и пр.

    2. Любое прамāн̣ие должно соответствовать двум главным принципам: саманвайа и таратамйа. Если одно утверждение встречает противоречие с другим, значит надо смотреть контекст и признаки описываемого. Если есть утверждения, что Агни бог богов, безграничный Абсолют и т.п., значит говорит саманвай, принцип неограничивающий Агни в чём бы то ни было, а значит очевидно, что речь не может идти о ком-то подчинённом кому-то (таратамйа). Если же мы видим контекст и признаки ограничивающие Агни хоть в чём-то, значит это подсказка, что Агни не есть безукоризненное Начало, а значит ограничения могут касаться лишь подчинённого существа — дэвата.

    ОтветитьУдалить
  7. Существуют нормы и правила истолкования щрути. О них говорил Џаимини, ученик Вйāсы, он первый, кто сгруппировал эти нормы. Сӯтро 1.1.4 говорит об этих правилах и нормах: упакрама, упасамхāра...

    а) упакрама — то, что было сказано вначале.
    б) упасамхāра — о чём говорит вывод.
    в) абхйāсах̤ — повторение — как это было сделано
    г) апӯрватā — нечто новое вводится
    д) пхалам — результат
    е) артхавāдах̤ — славица
    ж) упапаттих̤ — логическое обоснование


    3. О существовании различий и сравнительного анализа реальности и адваиты я бы рекомендовал прочитать небольшую англо-санскритскую брошюру «Purnaprajna-Darsana» доктора Шанбхага (изд-во Dvaita Vedanta Studies and Research Foundation Bangalore. Если что, могу прислать сканы.)


    Например, «ахам брахмасми» (Брьх.Уп. 3.54): во вселенной, во время пралайа, был только Вишн̣у. Он был, Он есть и Он будет. Он анāди нитйах̤; тат= тот Вишн̣у; āтмāнам эва =Его сварӯпа; ахам=ахейам \ не может быть оставлен кем-либо; брахма=исполненный āнанда и других бесконечных достояний; асми=всегда пребывает; анэт=был знам; тасмат тат сарвам абхават\поэтому такой Вишн̣у исполненный и наиполнейший и безначальный.

    Как видим, применяя правила и нормы «ахам брахмасми» не имеет никакого отношения к единству џӣвы и Брахмана.

    Что же упоминалось тут? а) ахам=ахейа =Его никто не может избежать или Он всегда присутсвует везде. Никто и ничто не может существовать без Него.
    б) Он брахма — пӯрн̣авасту — сверхполный. в) Он асми — вечно существующий. Таковы три Его качества, описанные этими словами (ахам брахма асми).


    Сам Щаӈкара и его последователи говорят, что в Веданта-сӯтрах из всех 555, только три сӯтра 1.1.30, 4.1.3, 4.4.4 говорят о неразличиях. 552 сӯтра говорят о различиях.

    Саманвайа-адхйāйа ВС рассказывает о принципах истолкования и понимания слов.

    ОтветитьУдалить
  8. О различиях џӣв и нетождественности џӣв и Брахмана-Вишн̣у в щрутьях: РВ 10.48.7, 6.47.16, 6.47.17,6.47.21,1.182.6,7.104.1,7.104.5,Ищ.Уп. 3, Таитт. 2.8, щрути цитированная Дещикой. Кена 1.1.1-2,РВ 10.81.2, 10.81.4, 10.81.3, 1.22.20, Аит.Бр.1.1,Щатапатха 14. 1.1.5, Таитт.Сам. 5.2.1.1. Есть еще множество цитат из старинных истчоников-щрутей, но печатать не хочется (если принципиально, то пришлю). Таитт.Бр. 2.4.3.3, Āщва.сӯ. 4.2.3, 4.55.4, 7.99.5, 2.1.3, 2.22.1, 2.34.11, РВ 1.154.1-2-3-4-5-6, 3.54.14, 3.55.10, 7.99.1-2,7, 7.100.1-2-3,8.100.12 и ещё много много много других прамāн̣, проще отсканировать книги, чем все печатать. Уж извините.

    Об отсутствии различий лучше говорить на конкретных примерах. За вами поиск и обоснование позиций адваиты. За нами объяснение этих заблуждений.

    За любым утверждением о единстве џӣва и Б. стоит поверхностное понимание слов. Необходимо применять нормы и правила, чтобы продвинуться в глубины утверждений и вытащить верное значение.


    Когда Мадхва устанавливает тождество между Виш̣н̣у и Высшей Реальностью — Богом называя его Брахманом, он опирается на этимологию, которая указывает на особые дхāту из которых происходят отдельные существительные (нāмапада). Они показывают, что термин „Брахман“ происходит из дхāту बृह् или बृंह् означающего „растягиваться, расширяться, увеличиваться в объёме, в размерах, в количестве, а также охватывать и пронизывать“ (बृहत्त्वाद् ब्रह्म)

    Имя „Виш̣н̣у“, согласно Йāске, наиболее древнему этимологу и автору „Нигхан̣т̣у-нирукта“, происходит из любого из трёх дхāту: विष् (пронизывать), विश् (входить или постоянно пребывать в чём-либо, где-либо, как-либо, охватывать), व्यश् (वि+अश्) (заполнять): अथ यद्विषितो भवति तद्विष्णुर्भवति । विष्णुर्विशतेर्वा । व्यश्नोतेर्वा। (निरुक्त,१२.१८). Здесь, несмотря на то, что хотя корни и оттенки их значений незначительно отличаются, все три тем не менее в итоге говорят о значении имени Виш̣н̣у как „Всепроникающий “ или „Всепронизывающий“.

    व्यापकत्वाद् विष्णुः । वेवेष्टि व्याप्नोति इति विष्णुः । सर्वत्र विष्टः, सर्वं वेवेष्टि वा स्वकया विभूत्या इति विष्णुः । सर्वव्यापित्वाद् विष्णुः । सर्वप्रवेशनाद्वा ।

    Виш̣н̣у пронизывает всю вселенную, входит и пребывает в ней, полностью охватывает её.

    ОтветитьУдалить
  9. Сāйан̣а Муни, знаменитый толкователь, объясняет имя Виш̣н̣у как सर्वस्य जगतो व्यापकः ॥ (РВ.1.61.7); व्यापनशीलः देवः । (1.154.1), (10.1.3); सर्वव्यापकः । (1.154.3); व्यापको देवः । (10.184.1).
    Разные авторитеты категорически заявляют, что Сам Виш̣н̣у называется Брахманом, поскольку общий смысл этих двух слов один и тот же.

    В своём комментарии на विष्णुर्विचक्रमे। (Р̣г 1.22.16) и णकारो बलं षकारः प्राण आत्म (महैतरोपनिषद् २.८.३) Мадхва раскрыл значение имени „Виш̣н̣у“. В комментарии к стиху из Р̣г-веда (см.выше) он говорит:
    विशिष्टबलचेष्टत्वाद् विष्णुरित्यभिधा हरेः। प्राणं बलं षकारं च णकारं चाह हि श्रुतिः ।
    Затем объясняет: „णकारो बलं षकारः प्राण आत्मा“ таким образом: विष्णुनाम्नि ण शब्देन विष्णोर्बलमुदीर्यते । ण इत्याक्रियमाणत्वाण्णकारोऽस्य बलं मतम् ॥ विष्णुनाम्नि ष कारेण रमाब्रह्मेशपूर्विणः । प्रणेतृताऽखिलस्यैव विष्णोरुक्ताऽत्मता तथा । आततत्वं सर्वगुणैर्देशतः कालतस्तथा । आत्मशब्दोदितं तच्च ष शब्देनाभिधीयते । ष इत्याक्रियमाणत्वं प्रणेतृत्वं च पूर्णता । विष्णोः ष कार इत्युक्ता वीत्युक्तस्य विशिष्टता । अन्त्यस्थित उ कारस्तु ताच्छील्यं हि हरेर्वदेत् । एवं विशिष्टप्राणत्वमाततत्वं च सर्वतः । विशिष्टं च बलं विष्णोः सर्वस्माच्छीलमित्यपि । उदितं विष्णुशब्देन ॥
    Имя „Виш̣н̣у“ состоит из четырёх частей — Ви+ш̣+н̣+у. „Ви“ (वि) означает „отличительную особенность“ (विशिष्टत्व). Звук „ш̣“ (ष्) выражает „движущую силу“ и „саму жизнь“ (прāн̣а). Щāстры утверждают, что все без исключения живые существа, начиная с Лакш̣мӣ, боги, такие как Брахмā и Щива существуют потому, что Виш̣н̣у даёт им жить. न ऋते त्वत् क्रियते किञ्चनारे (Р̣г 10.112.9) и तेन विना तृणमपि न चलति. „Ш̣“ (ष्) также означает, что Виш̣н̣у это Āтмā (आत्मा) всех существ. Термин „Āтман“ (आत्मन्) происходить из आततत्व или „всеохватывающее проникновение“ и Виш̣н̣у, как известно пронизывает и превосходит все достоинства (гун̣а), пространство (деща) и время (кāла). Таким образом, звук „ш̣“ (ष्) означает жизненную силу, которую даёт Виш̣н̣у, а также Его вездесущность во вселенной. Он постоянно имманентен и трансцендентен. Носовой звук „н̣“ (ण्) означает мощь, энергию, власть и силу (бала). Все три звука подразумевают, что имя „Виш̣н̣у“ означает неограниченный и единственный источник любого действия и любого движения, источник непреодолимой мощи и могущества. Наконец, Мадхва говорит о значении гласного „у“ (उ). Независимо от того, что было сказано, „у“ показывает неповторимую природу (щила) Виш̣н̣у. Это полная и неотделимая составляющая Его природы.
    Комментируя त्रीणि पदा विचक्रमे विष्णुः । (Р̣г 1.22.18), Мадхва утверждает вездесущность Виш̣н̣у: वेदान् कालान् गुणान् लोकान् देवमानुषदानवान् । चेतनाचेतनान् मिश्रान् त्रीणि पदा विचक्रमे ॥ (Р̣г-бхāшие) и Џайатӣртха объясняет: विष्णुः त्रीणि पदा सर्वाणि त्रिविधानि पदानि स्वरूपाणि । विचक्रमे अतिक्रान्तः । कानि तानि? वेदांस्त्रीन् । कालानतीतानागतवर्तमानान् । गुणान्सत्त्वादीन् । लोकान् भूर्भुवः स्वराख्यान् । देव-मानुष-दानवान जीवान् । चेतनाचेतनान्मिश्रान् सकलपदार्थान् । तत्र चेतनाः श्रीर्मुक्ताश्च । अचेतना घटादयः । मिश्राः सात्मगा देहाः ॥
    Необходимо заметить, что предложение „ त्रीणि पदा विचक्रमे विष्णुः“ обычно объясняется как „Виш̣н̣у покрывает и пронизывает три міра — землю (पृथिवी), воздушное пространство (अन्तरिक्ष) и небо (द्यौः)“. Но этого недостаточно, чтобы раскрыть истинную природу вездесущности Виш̣н̣у. Мадхва утверждает, что смысл слова „त्रीणि“ не должно ограничивать лишь тремя этими сферами. Суть в том, что надо расширить границы познания до таких размеров, которые бы позволяли охватить существование других тройственных сущностей. Виш̣н̣у пребывает в трёх Ведах (Р̣г, Йаџус, Сāман), во времени (прошлое, настоящее и будущее), трёх качествах (саттва, раџас, тамас), трёх сферах (земля, воздух, небо), трёх видах живых существ (боги, демоны, люди), а также в живых, неживых и смешанных объектах.

    ОтветитьУдалить
  10. То, что термин „Брахман“ полностью и исключительно применяется к Виш̣н̣у, как это показал Мадхва, д-р Б.Н.К. Щарма в статье „The Concept of Visnu in Dvaita Vedanta“ (Visnu-Number of The Kalyana-Kalparu, Gita Press, Gorakhpur, Oct. 1991, pp.235-239) убедительно объясняет так: „Брахман“ упаниш̣ад происходит из дхāту „Бр̣х̣-бр̣хи“ „Вр̣ддхау“. „Бр̣х̣“ означает „быть проникающим“ и относится к Богу богов как существу безгранично пронизывающему всё сущее. Вездесущность в своём метафизическом значении подразумевает Верховенство и его черты такие как Самозависимость, пронизанность Времени и Пространства. Āчāрйа Мадхва называет их „देशतः कालतश्चैव गुणतश्च त्रिधा ततिः“. „Брахман“ в Ведāнте должен быть неограниченной Сущностью во времени, пространстве и своих чертах и свойствах, существовать во все времена и везде, а также обладать безграничными, несметными благими качествами и быть недосягаемым для материи — поскольку Брахман сам Апрāкр̣та (надметариален)....
    Итак, „Виш̣н̣у“ этимологически происходит от Вищ (विश्) — входить, а Виш̣ (विष्) — пронизывать. ण् и उ (в Виш̣-н̣-у) сами по себе самостоятельны. Āчāрйа Мадхва представляет в новом свете тот факт, что в имени Виш̣-н̣-у (विष्लृ-व्याप्तौ) звук ष (ш̣а) и ण (н̣а) обозначают мощь энергии (прāн̣ащакти) и балам (बल). „णकारो बलं षकारः प्राण आत्मा“ — (Аитарейа Āран̣йака), согласно анализу Аитарейа Āранйаки из Р̣г-веда. Это Āран̣йако гласит, что тот, кто изучает Р̣ксамхитӯ, ясно понимая что она созвучна с Верховным Существом, в чьём имени звуки ष и ण, тот понимает истинный смысл Самхиты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю! Вот бы ещё увидеть критику двайты теперь или что то на подобии дискуссии. Странно всё таки, что если Мадхва действительно неоспоримо разбил адвайту, то почему татвавадинов так мало, в отличие от шанкаритов. Те тоже говорят, что Мадхва давал Ведам свои интерпретации. Тем не менее я до сих пор не нашел с их стороны четких на то аргументов.

      Удалить
  11. Интересно, а от куда вообще берет свое начало монизм? Ведь и до Шанкары философия монизма была основной в веданте

    ОтветитьУдалить
  12. Критики Мадхвы, как таковой, стройной, весомой, праманной — не существует. О ней неизвестно в старину (после Мадхвы), её нет и сейчас. Некто Аппайа Дикшита неск столетий спустя после Мадхвы, первый, кто решил обвинить Мадхву в использовании никому неизвестных праман из никому неизвестных источников, но оказалось, что его уровень подготовки и доступ к старинным трудам был не настолько высок. В последствии БНК Щарма детально разбил все его доводы обвинительные, показав, что оппоненты Мадхвы также пользовались этими источниками.

    До Дикшита никто не выдвигал обвинений Мадхвы ни по каким вопросам. Да и после Дикшита, по большому счету, тоже.

    Кроме этого критика не попадалась. Таков уникальный Мадхва и татвавад, что адваитины побиваемы, а сектанты убегают сломя голову. Ну, а что тут удивительного, если истина есть, то её кто-то должен знать и говорить о ней. А коль так, значит он, носитель истины, должен быть непобедим и убедителен щастрово.

    Ну и алмазы сапфиры скрыты от глаз большинства, только копатели, упорные, настойчивые к ним имеют доступ.

    ОтветитьУдалить