воскресенье, 4 августа 2013 г.

Определение бхакти. Часть 1.

 
व्यासाय नमः ॥ 
मध्वाय नमः ॥ 

Настоящая заметка не ставит своей целью обоснование щāстровыми прамāн̣иями определения бхакти, данного Мадхвой. Достаточно будет того, что эти определения, либо извлеченные из Сат-Данностей (Āгамов), либо соединяющие в единую картину явные и скрытые упоминания бхакти в Āгаме, прольют пытливцам новый свет на те части щāстра, которые даже большинство бхакти-ориентированных течений привыкло незаслуженно записывать во второразрядные, и выявит основные различия между бхакти как выражением вечной относительности, определяющим самую самость джӣвы, и эмоциональным состоянием, имеющим своими ближайшими родственниками невежество, самовнушение, вожделение и гнев. 

К сожалению — но больше к особой фильтрационной задаче Пурушоттамы — в мире, так или иначе связанном с почитанием ведних богов, бытует значительное количество омонимического материала. Здесь бхакти, и там бхакти, и даже там (у Саӈкары или нововаидантиков) бхакти. Здесь щакти, и там щакти; здесь мукти, и там мукти, а кое-где даже модно презирать некую третью мукти. Все это — одинаковые слова, почерпнутые из лексикона Вед и поведий, несущие, однако же, разные смыслы. Иногда разительно разные, иногда схожие до смешения, если упустить из виду какую-то существенную деталь. Первым делом в джигњāсе дОлжно стать составление своего внутреннего словаря подлинных значений. Ведь речь и мышление, богато усыпанные терминологией, могут производить впечатление осведомленности и причастности, а частое упоминание высоких понятий может даже вызвать теплое ощущение единого фронта искренних людей, идущих к единой цели по единому широкому полю в несколько разных одеждах и под разноцветными флагами — видЕние, равно не посещающее авторитаристов и их антиподов в лице ревизоров прамāнности: йатхāртхйи, соответствия слова словому. 

В том же, что касается слова „бхакти“, описуемой им реальностью, в силу ее надчувственности, выступает отнюдь не эмпатически переживаемая нами чужая сверхъэмоциональность, не собственная эстетическая приподнятость, не косвенные признаки увлеченности немирским предметом в виде бессеребренничества или безмедикаментозной абстиненции (и тем более не генерация „не упомянутых в щāстрах“ случаев из лӣлы Кр̣шн̣ы или Рāмы), но только определение бхакти в Сад-āгаме (щāстре). Окончательной оценкой реальности бхакти — и того, что вкладывалось в слово „бхакти“, — является отношение к ней ее Предмета, Щрӣ-Вишн̣у, Его прасаннатā или прасаннатāбхāвах̤, милование и немилование, что выражаются в достижениях джӣвы, которые, хотя и скрыты в потемках душ и за горизонтом нынешних рождений, обретаются по четко обозначенным в прави́лах законам, тождественным естеству Самого Бхагавāна. 

И первое, что мы узнаем о бхакти, — это невозможность бхакти как отношения к Хари без знания о Хари, адекватного величине Его отличия как от бхакты-джӣвы, так и от начальников джӣвы, несоизмеримо джӣву превосходящих: 

सर्वोत्तमतया ज्ञानपूर्वकः स्नेह एव तु । 
भक्तिर्विष्णौ समुद्दिष्टा तदन्येषां तु योग्यतः ॥ 
sarvottamatayā jñānapūrvakaḥ sneha eva tu | 
bhaktirviṣṇau samuddiṣṭā tadanyeṣāṁ tu yogyataḥ || 
(Паіӈгӣ щрутих̤, в Бр̣хадāран̣йакопанишад-бхашье) 

"Бхактью называется подобная непрерывному потоку любовь к Вишн̣у, основанная на знании Его полного превосходства надо всем и вся. Бхакти может быть обращена и к другим, но только в меру их пригодности быть восприемниками бхакти."

Признание за Парабрахманом бесподобных качеств красоты, мощи, власти и прочих может подчас вызвать идеалистическую любовь к Нему в не самых черных душах, но если представление о Его гун̣ах есть не более чем абсолютизация своих героических предпочтений, признаком чего часто является латентный дуализм, отрицающий причинность Бога в том, что происходит субъективно „плохого“, то такая любовь не имеет своим предметом Вишн̣у как Он есть, и бхактью называться не может. Вынужденный пуститься в философствование опасностью потерять надуманную любовь, латентный дуализм проявляет себя в стремлении исключить Бога из виновников контакта джӣвы и неестественного для джӣвы сам̇сāра, перекладывая вину либо на сатаноподобную (а то и фантасмагоричную — ни сат, ни асат) мāйу, либо на наш собственный неудачный „выбор“, сделанный в состоянии туманной малоосведомленности. 

продолжение следует...

оригинал статьи http://ashvattho.blogspot.ru/2013/02/bhaktidefined.html 

8 комментариев:

  1. Прекрасный цикл статей о бхакти, ничего подобного ранее не приходлось читать! Праџњāта, скажите пожалуйста, проявления "любви к Богу", описанные у 6 вриндаванских госваминов, в Чайтанья-чаритамрите и прочей гаудийанской литературе, соответствуют щастре или же для оценки этих состояний вполне достаточно какого-нибудь классического учебника по психиатрии?Обижать никого не хочется, но описанные в ЧЧ трансы Махапрабху, его частые потери сознания, эмоциональные всплески, попытки суицида, бред и иллюзии (галлюцинации) чётко укладываются в определенный диагноз....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Необходимо понять что-то такое бхакти и что такое знание (гњāние). Гњāние почему-то понимают как изучение логики, там, или лингвистики. Но "знание" в Гӣте (а про "гњāнӣ" в Гӣте, 7.17, сказано: тешāм̇ гњāнӣ нитйа-йукта экабхактир вищишйате … тв āтмаива ме матам, "эка-бхактих̤" — это та же "ананйа-бхакти̤" из 11-го адхйāйа Бхāгаватам) подразумевает постижение в Веде Рāмāйан̣е чаива Пурāн̣е Бхāрате татхā āдав анте ча мадхйе ча гун̣ Хари и Его всепревосходства. Без такого знания бхакти невозможна, *проявления же бхакти деланы и притворны, или же истеричны*. Знание (в верном смысле) и бхакти — два наименования одного состояния. Знание же, которое не сопровождается бхактью, либо ложно, либо попало к мукти-негодному джӣве. Что является источником знания? Можно ли получить знание помимо Веда-щāстра? Нет, "тасмāч чхāстрам прамāн̣ам те" (Гита, 16.23-24)

      Удалить
    2. Что касается литературы Госваминов, соответствует или нет, то это надо разбирать конкретное высказывание. Можете привести пример?

      Удалить
  2. Шестерых Госваминов я зря приплёл, т.к. с их писаниями не знаком....пока. А вот "Чайтанья-чаритамриту" дослушал до середины Мадхйа-лилы. В прослушанных частях Чайтанья успел побывать в обмороке от переполнявших его эмоций до 10 раз, трижды пытался совешить самоубийство, различным истерикам просто нет счета. Сильнейший контраст с "Мадхва-виджаей". У Āчāрйи Мадхвы в его пути бхакти все было ровно, спокойно, без припадков, эмоциональных надрывов и прочего. Путь Щри Мадхвы - эталон, но как смотреть на путь Чайтаньи - это вариант проявления бхакти или болезненная эмоциональность?

    ОтветитьУдалить
  3. То, что написал Кр̣шн̣адāс Кавирāдж, подлежит глубокому сомнению, так как описание встречи Ч. в Удупи с татвавāдинами и их якобы разгром - это нелепость сущая, не имеющая места быть. КК не виделся с Ч. никогда, что он там сочинил о Ч. - это по сути фольклор, в котором мнение щāстр не отражено и вполне вероятно мнение самого Ч. тоже. О Ч. достоверно ничего неизвестно, только слухи, переросшие в откровения.

    ОтветитьУдалить
  4. Насчет Сумадхвавиджайа, не подскажете какое издание изучали?

    ОтветитьУдалить
  5. Исконовское издание 2008 года, по названием "МадхвАчарья- учитель мира" Гададхара Пандита дас. Книга в значительной мере испорчена примечаниями и комментариями ГПД.

    ОтветитьУдалить
  6. Книги ГПД — это образец спекуляции, автор никогда не изучал татвавад, не знаком с ним даже близко, кроме того, на руку не чист, с его слов, он делает книги, чтобы получать деньги, хотя понимает, что гаудианство противоречит ваишнавизму и Мадхве, но прекращать обман он не собирается.

    Если человек, хочет понимать верный смысл, то ему следует держаться подальше от книг ГПД. Но мы еще о ГПД будем писать подробно.

    ОтветитьУдалить