среда, 7 августа 2013 г.

Определение бхакти. Часть 3.

 
Но все же: знание или бхакти? В отдельных местах превозносится бхакти, в других – знание. Может создаться впечатление, что это либо конкурирующие, либо альтернативные пути. Именно такая морока побуждает невежд сталкивать друг с другом различные части Вед и поведаний, и даже части одного щāстра (щлоки из Бхагавад-гӣты, например), снисходительно относя "враждебные" разделы к пособиям для начинающих. 

В одном средневековом течении мы находим экстремальное положение о "высшей", или "чистой" бхакти, свободной не только от своекорыстных мирских мотивов, но и от "знания", под которым понимается как стремление к слиянию с условным бескачественным, à la Саӈкара, брахманом, тоже нашедшим онтологическую нишу в этом течении, так и знание величества и всепревосходства Бхагавāна, якобы сдерживающее проявления бхакти порождаемым им "трепетом и благоговением". 

Парадокс гњāна-щӯнйа-бхакти, или бхакти, "полностью лишенной знания", объясняется либо воздействием йога-мāйи ("божественной иллюзии"), покрывающей естественное полное знание в бхактах, либо сосредоточением бхакт на одном лишь качестве щрӣх̤, красоты Бхагавāна, приводящем к забвению других Его качеств – господства, силы и пр. – считающихся в этом учении второстепенными. Однако каждый из гун̣ов Бхагавāна содержит в себе все остальные гун̣ы, и подлинное знание-ви́дение любого гун̣а обнаружит именно такую истину о них – Красоту во Всевластии, Знание в Радости, Силу в Блаженстве. 

Описания Ваикун̣т̣хи ("приниженной страты духовного мира", согласно противникам "знания") в подлинных щāстрах, сопровождаемые предупреждением "на претйа сањгњā'сти" / "будучи здесь, невозможно понять и представить, как там, в мукти", и потому сжатые и сущностные, а не распространенно-повествовательные, не дают никакого основания считать "трепет и благоговение" доминирующим настроением мукт, а ставы образцовых с точки зрения отсутствия "трепета" бхакт, содержащиеся в одной из Данностей, Щрӣмад-Бхāгаватам, и произнесенные в кульминационные моменты их земного служения Щрӣ-Кр̣шн̣е, обнаруживают в них совершенное и непокрытое знание мāхāтмья. 

Заблуждения в отношении бхакти, присущие этому культу "бхакти", основываются на нескольких ошибочных посылках. Если не считать типического отождествления понятий "гњāние", "мукти" и "брахман" с саӈкаровой ложью, и шарахания ото всех случаев употребления этих слов в щāстре, таковых можно выделить две. 

Во-первых, взятое за аксиому утверждение о том, что знание величества обязательно приводит к сдерживанию любви и возникновению дистанции. Это может быть верно в отношениях между людьми, но логика человеческих отношений не распространяется на отношение джӣвы к Всевышнему. Это может быть отчасти верно в отношениях между учеником и гуру, но из того, что мāхāтмье Вишн̣у бесконечно превосходит мāхāтмье любого другого гуру, совершенно не следует, что в случае с Вишн̣у-бхакти данное положение тем более справедливо. Как раз наоборот! 

आनन्दं ब्रह्मणो विद्वान् न बिभेति कदाचन 
āнандам̇ брахман̣о видвāн на бибхети кадāчана 

"Познавший Брахмана как āнандам и āнандам как гун̣ Брахмана никогда не боится". 

Близость, расстояние, благоговение и прочие источники полной радости в мукти определяются сварӯпом джӣвы, а не степенью забвения о том, что Бхагавāн – это Бхагавāн. Лакшми, ближе которой к Вишн̣у нет никого, обладает бесконечным знанием о Нем. 

Во-вторых (и это относится скорее к современным вульгарным интеллектуально-ленивым версиям культа), понятие "гњāние“ ассоциируется с книжным знанием, "теорией", наращиванием эрудиции как самоцелью, схоластическими упражнениями ради утверждения своего интеллектуального превосходства. Соответственно, "гњāнӣ“ – это такой малоприятный высоколобый тип, который живет головой, а не сердцем, и лезет в справочник, когда надо просто помолиться Господу. 

Помилуйте! Все, что мы видим, слышим, осязаем, воспринимаем вообще, – все это знание (или что?!). То, что мы знаем без всякого внешнего восприятия, – это тоже знание. Если ваше сердце устремляется к кому-то – то это потому, что вы знаете его. Знание в полном смысле слова – это дарщанам, ви́дение; слушание и постижение смысла щāстр – лишь жажда такого знания, джигњāсā. Йащодā, видящая во рту Кр̣шн̣ы-ребенка Вищва-рӯпо, – эпитома, а не антитеза гњāнина. Но по-знать Кр̣шн̣у невозможно ни открыв глаза восприятию окрущающего мира, ни погрузившись в глубины мира внутреннего, ни вырвавшись в астральный трип; Кр̣шн̣а – ведаикаведйах̤. 

ज्ञानस्य भक्तिभागत्वात् भक्तिर्ज्ञानमितीर्यते । ज्ञानस्यैव विशेषो यद्भक्तिरित्यभिधीयते । 
परोक्षत्वापरोक्षत्वे विशेषौ ज्ञानगौ यथा । स्नेहयोगोऽपि तद्वत स्याद्विशेषो ज्ञानगो यतः । 
इत्यभिप्रायतः प्रायो ज्ञानमेव विमुक्तये । वदन्ति श्रुतयः सोऽयं विशेषोऽपि ह्युदीर्यते । 
भक्तिर्ज्ञानमिति क्वापि न हि द्वेषयता दृशिः । पुरुषार्थाय भवति सर्वश्रुतिविरोधतः ॥ 
jñānasya bhaktibhāgatvāt bhaktirjñānamitīryate | jñānasyaiva viśeṣo yadbhaktirityabhidhīyate | 
parokṣatvāparokṣatve viśeṣau jñānagau yathā | snehayogo'pi tadvata syādviśeṣo jñānago yataḥ | 
ityabhiprāyataḥ prāyo jñānameva vimuktaye | vadanti śrutayaḥ so'yaṁ viśeṣo'pi hyudīryate | 
bhaktirjñānamiti kvāpi na hi dveṣayatā dṛśiḥ | puruṣārthāya bhavati sarvaśrutivirodhataḥ || 
(Анувйāкхйāнам, 3.4) 

"Поскольку гњāние является неотъемлемой частью бхакти, бхакти часто именуется гњāнием. Поскольку бхакти является свойством гњāния, гњāние часто называют бхактью. Подобно тому, как парокшатвам, или опосредованность, и апарокшатвам, или непосредственность восприятия, являются неотъемлемыми характеристиками гњāния, снехах̤, или любовь, он же йогах̤, сопряженность всех слагающих своего существа с Брахманом, включая средства достижения такой сопряженности и поведение, отличающие ее совершенное состояние, также является неотъемлемой характеристикой знания. Подобно тому, как парокшатвам и апарокшатвам включены в понятие "гњāние", когда щрути говорят о гњāнии как о единственном средстве достижения мукти, бхакти также подразумевается как свойство знания при упоминании знания. Опять же, когда говорится о бхакти, подразумевается знание. Знание, проникнутое ненавистью к Брахману, не может привести к высшему достижению для джӣвы (пурушāртхāйа), ибо это противоречило бы всем щрутиям."

продолжение следует... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий